Пост

elmore-leonard

Знаменитый американский писатель Элмор Леонард умер в возрасте 87 лет. За свою жизнь он написал почти полсотни романов, 26 из которых стали кинофильмами, такими как «Контракт с коротышкой» или «Джеки Браун».

Его называли «детройтским Диккенсом» (с ударением на втором слове); числили, наряду с Кормаком Маккарти, Доном ДеЛилло и Филиппом Ротом, одним их величайших живущих американских прозаиков; сам Стивен Кинг считает его «великим»; в 1992 году ему присвоили звание «Grand Master Edgar», десятью годами позже вручили медаль за вклад в развитие американской литературы…

При всем при этом он писал сугубо массовую литературу: приключенческие романы, иногда вестерны. Писал быстро и много, за свою жизнь создал более 50 произведений, романы его больше похожи на повести — объемом и узкими временными рамками.

И самое главное: у большинства романов Леонарда один и тот же сюжет. Его главный герой, обычно, более или менее заурядный человек, вполне симпатичный, с богатым жизненным опытом и практичным взглядом на моральные нормы. Неожиданно для себя он получает возможность завладеть значительным богатством или получить иную, важную для него, ценность; одновременно ему угрожает опасность со стороны антигероя, искусного, могущественного и жестокого. Герой идет к намеченной цели, борется за свою жизнь и жизнь любимого человека, рискует – и в конце концов все заканчивается хорошо, злодей повержен, цель достигнута, финал. Банально? В моем пересказе, безусловно. И тем не менее, такова фабула и «Ромового пунша», и «Контракта с коротышкой», и «Пронто», и «Вне поля зрения», и «Тишоминго Блюза», и многих других романов Леонарда.

***

Элмор Леонард еще раз доказал, что литература не делится на массовую и элитарную, серьезную и развлекательную, она может быть только хорошей и плохой. Он был настоящий мастер слова. Это проявлялось и в его поразительной способности создать образ человека исключительно через слова и действия, без предыстории и описаний, и в замечательных диалогах, составлявших основную и самую интересную часть его романов. У него редко бывали проходные персонажи, даже второстепенные и малозначительные всегда выпуклы и интересны.

Моя первая встреча с прозой Элмора Леонарда была опосредованной – через кино: сперва «Контракт с коротышкой» (лучшая, на мой взгляд, экранизация романов мастера и лучшие роли Траволты и Делроя Линдо), потом «Джеки Браун», «Вне поля зрения» (последнему сильно повредило участие ДжейЛо) и «Поезд на Юму» (хорошая роль Кристиана Бэйла и явная неудача Рассела Кроу). Я перевел сценарии и первого, и второго из фильмов, исключительно ради удовольствия еще раз погрузиться в диалоги, созданные Леонардом. Сценаристы брали их почти целиком: автор никогда не использовал косвенную речь, и его романы удивительно кинематографичны – бери и снимай.

***

У Леонарда есть удивительное произведение. Маленькая статья в «New York Times» о 16 июля 2001 года: «Десять правил писательского ремесла от Элмора Леонарда». Для меня эти десять коротких простых принципов остаются основным критерием оценки мастерства любого писателя. И всякий раз, когда я применяю этот критерий к очередному произведению, он меня не подводит – будь то Толстой или Достоевский, Гроссман или Аксенов, Герман Вук или Норман Мейлер, Деннис ЛиХейни или Скотт Туроу.

Вот они, эти десять правил. Попробуйте и вы подойти с этим критерием к тому, что читаете.

 
 
 
Рейтинг
(6 голосов)
Последнее изменение: 22 августа 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.