Пост

На сайте еженедельника BusinessWeek появилась очередная статья о печатной индустрии из серии «настроение бодрое, идём ко дну». Впрочем, уже и бодрости не остаётся, особенно учитывая положение самого BusinessWeek и слухи о его неминуемой продаже.

Смысл статьи таков: сильнейший спад в печатных медиа, и особенно в газетном сегменте, серьёзнейшим образом бьёт по лесопромышленному комплексу.

Газеты стабильно теряют подписчиков уже много лет — совокупный тираж газет в США, по данным Ассоциации издателей газет США, с 1990 по 2008 год упал на 34%, с 62.6 млн. до 41.1 млн. экземпляров. Среди жертв спада есть и гиганты. Более 200 тысяч жителей штата Колорадо больше не просыпаются от шагов почтальона, приносящего им Rocky Mauntain News — газета закрылась в феврале. Месяцем позже SeattlePost-Intelligencer, крупнейшая в стране ежедневная газета с более чем 177 тысячами читателей в день, полностью перешла на онлайн-формат

Это схлопывание — основная причина бедственного положения американской лесопромышленной индустрии объёмом в 200 млрд. долларов. Сектор газетных бумаг страдает особенно сильно. Американская ассоциация лесопромышленников (ААЛП) предполагает, что производство газетных бумаг в 2009 году упадёт на треть в сравнении с предыдущим годом, что составляет почти 1.5 млн. тонн. Падение сектора журнальных бумаг составит 1 млн. тон, или 25%. Август стал восемнадцатым месяцем непрекращающегося спада в потреблении газетной бумаги, сообщает исследовательская фирма CreditSights. В бумагоделательном производстве сегодня занято на 37% меньше человек, чем в 1990 году, в то время как лесопромышленная индустрия в целом за это время потеряла 34% работников.

Из-за резкого падения тиражей производители бумаги находятся в тяжелейшем положении и терпят колоссальные убытки.

Крупнейшие бумагоделательные компании бедствуют. После того, как план реструктуризации долга в 2.4 млрд. долларов провалился, канадская компания AbitibiBowater, называющая себя крупнейшим в мире производителем газетной бумаги, объявила себя банкротом в апреле. Компания продаёт в год 4 млн. тонн бумаги более чем в 90 странах мира, и более половины продаж приходится на газетную бумагу. Имея активов на 9.9 млрд. долларов и долгов на 8.78 млрд., компания «сильно пострадала от экономических условий и невозможности привлечь дополнительные средства на сегодняшнем финансовом рынке», сообщил на сайте компании президент AbitibiBowater Дэвид Патерсон. В сентябре компания сообщила о том, что сокращении на неопределённое производства в объёме 1.3 млн. тонн.

Многие из конкурентов AbitibiBowater работают «в убыток или без прибыли», и были вынуждены сократить производство на время, если не навсегда, говорит Скотт Валлели, директор компании Coy Paper, торгующей специальными видами бумаги. «Чтобы выжить, они выпускают всё новые ценные бумаги и берут всё новые кредиты, а это не слишком эффективная стратегия».

В условиях такого спада цены на бумагу упали, и это ещё более осложняет положение производителей.

Бумажные фабрики США и Канады работают на 65% своей мощности, в то время как ещё год назад эта цифра достигала 97%, сообщает аналитик CreditSights Рахул Ганди. Сейчас газетная бумага продаётся по 435 долларов за тонну, хотя ещё в ноябре 2008 она стоила около 775 долларов. В таких условиях «даже самые экономически эффективные фабрики работают ниже уровня безубыточности», — говорит он, предсказывая, что в третьем квартале года большинство производителей покажут существенные операционные убытки.

Цены на бумагу не могут не вырасти, считают эксперты. Сокращение объёмов выпуска бумаги и истощение складских запасов рано или поздно позволят производителям начать постепенное повышение цен. Вот только

если цены вырастут, это может заставить издателей ещё сильнее сокращать тиражи, тем самым раскручивая спираль дальнейшего падения.

Прочитаешь такое — и невольно подумаешь: это действительно конец, и печатным СМИ уже н
ичего не поможет.

На деле всё не так плохо.

Конечно, у газет, прежде всего ежедневных, в долгосрочной перспективе нет будущего. Задача ежедневной газеты — сообщать новости. Сегодня она далеко не самое эффективное средство для решения подобной задачи. Слишком много преимуществ у Интернета и телевидения, и с этим ничего не поделаешь. Я не сомневаюсь, что в течение ближайших пяти лет подавляющее число газет откажется от печатного формата.

Далее, серьёзные проблемы начинаются у изданий с платной моделью распространения. Люди всё меньше хотят платить за информацию, которую сегодня они могут получать бесплатно — опять же, посредством телевидения и Интернета. Именно поэтому в таком тяжёлом положении оказываются многие деловые и общественно-политические еженедельники. Сегодня возникает новый тренд — переход изданий к бесплатному распространению. И действия Лебедева в отношении Evening Standard тому явное подтверждение.

Будущее принадлежит либо нишевым или специализированным ежемесячным журналам, либо бесплатным изданиям. Тех, кто не могут вписаться в одну из двух этих концепций, судя по всему, ждёт вымирание.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 октября 2009 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.