Пост

merdock

Полтора года назад, в беседе о планшетных изданиях, евангелист Adobe Грег Рьюис сказал мне, что нативные приложения совершеннее, поскольку веб «квадратен», как окно браузера. Я был не согласен с ним тогда, не согласен и сейчас – более, чем когда бы то ни было. В то время мало кто знал значение термина «респонсив-дизайн», а к HTML5 относились настороженно, опасаясь его нестабильности и несовместимостью с браузерами.

Сегодня HTML5 стал фактическим веб-стандартом, а возможности мобильных сайтов по функционалу практически сравнялись с нативом. За эти полтора года веб сделал гигантский шаг вперед. В нативном паблишинге же не произошло ничего. И недавняя смерть первой и единственной ежедневной iPad-газеты The Daily как нельзя лучше высветила эту диспропорцию.

Закрытие газеты The Daily, громкого, амбициозного и чрезвычайного дорогостоящего эксперимента Руперта Мердока, справедливо связывают с грядущим расчленением медиа-империи News Corp. Мердок решил отделить зерна от плевел: суперприбыльные теле- и киноактивы магната теперь будут существовать независимо от далеко не столь прибыльных издательских активов: газет и журналов. Новая структура не сможет позволить себе такого бремени, как The Daily – убытки издания только за прошлый год составили более 30 млн долларов.

Объясняя провал проекта, специалисты чаще всего указывают на отсутствие у него УТП, уникального торгового предложения, которое только и могло бы побудить читателей платить за подписку на газету. Я полагаю, что дело не только в этом. Истинные причины шире и во многом связаны с изначальной ущербностью нативного формата, не создающего для пользователя необходимой ему ценности.

Вчера газета Advertising Age опубликовала результаты ответов своих читателей на вопрос: каким, по их мнению, оказался фатальный недостаток iPad-газеты? Ответы показательны: наибольшее число респондентов – почти одинаковое – указало на а) неспособность предоставить потребителю нечто уникальное  («люди готовы платить лишь за то, чего нельзя найти в другом месте») и б) ограниченность формата («зачем выходить на планшетах, бойкотируя веб?»).

Вполне солидаризируясь с читателями AdAge, хотел бы поговорить о второй из приведенных причин.

Сегодня — еще в большей степени, чем полтора года назад, -  я не вижу никаких причин для электронного издания выходить в виде нативного приложения. Этот формат имеет массу недостатков и почти никаких преимуществ перед вебом.

С самого момента своего зарождения (как мы помним, iPad появился зимой 2010 года, а первые медиа-приложения для него – всего несколькими месяцами позже) нативный паблишинг почти не эволюционировал. Сегодня, как и двумя годами раньше, журнал для планшета – это усовершенствованное слайдшоу или PowerPoint-презентация, тяжелая, статичная, неинтерактивная. Именно такой и была газета The Daily. Вдумайтесь: за 4 доллара в месяц или 40 долларов в год подписчикам предлагалось ежедневно скачивать на планшет выпуск в пару-тройку сотен мегабайт — без обновлений в течение дня, без возможности поделиться контентом с друзьями, без доступа к архиву издания (разве что качайте прошлые выпуски по одному, пока памяти в планшете хватит)… Словом, без всего того, к чему мы так привыкли в вебе, что считаем это совершенно обыденными вещами.

Создатели The Daily предложили читателям, по сути, ту же устаревшую модель – старое-доброе печатное СМИ, только носителем в данном случае выступила не бумага, а экран планшета. Всё остальное не изменилось. Взамен обещалась некая интерактивность и мультимедийность – факторы как минимум ограниченные (размерами файлов), а возможно, и не очень нужные в информационном издании.

Сравним iPad-газету с нормальным современным информационным сайтом. Отдав предпочтение веб-платформе, читатель получает постоянное и непрерывное обновление информации, все возможности для шаринга и вообще любого взаимодействия с авторами и другими читателями, гибкость доступа на любых устройствах (неважно, через респонсив или отдельные мобильные версии), мгновенность доступа… Честно говоря, я пытаюсь и не могу придумать ни единого преимущества, которое давал бы пользователю нативный формат.

Точнее, одно преимущество существует. Но не для читателей, а лишь для создателей iPad-издания. Да и существовало оно исключительно в их воображении. Речь идет о путях монетизации. По мысли тех, кто придумал The Daily, эффектная обертка в виде нативного контейнера и места в App Store должна была упростить продажу контента через подписку. Как мы теперь знаем, расчет не оправдался – см. выше, ответ (а) в опросе AdAge.

Да, монетизация веб-контента – дело непростое и не всегда благодарное. Однако, как показал опыт пейволлов ведущих западных газет, вполне реализуемое. И быть может, если бы создатели iPad-газеты потратили свое время и деньги не на совершенствование мертвого формата и его рекламу, а на поиск способов монетизации веб-сайта (увы, в их парадигме несуществующего), быть может, The Daily стала удачным, а не провалившимся экспериментом. Таким же, каким являются Huffington Post, The Daily Beast и другие вполне рентабельные веб-медиа-проекты.

Два с половиной года назад журнал Wired провозгласил знаменитое «The Web is dead». Тогда всем казалось, что еще немного – и планшеты изменят облик  издательской отрасли.  Сегодня ясно, что мобильные технологии действительно меняют медиаиндустрию, вот только в основе этих изменений по-прежнему лежит веб. Который, вопреки мнению Грега Рьюиса, ничуть не квадратен, а напротив, текуч и гибок.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 11 января 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.